Откуда берутся желания, или Психологическое влияние рекламы на человека


«Мы, копирайтеры, так поворачиваем реальность перед глазами target people, что свободу начинают символизировать то утюг, то лимонад»

Виктор Пелевин «Generation П»

 

Собственно, а откуда берутся наши желания?

Да, это понятно, что мы, так или иначе, вовлечены в кипящую социальную жизнь.

Понятно, что идет прогресс, и многие новинки (мобильный телефон / компьютер) — это уже что-то вроде само собой разумеющегося аксессуара человека. Если раньше вопрос: «Зачем мне мобильный?» звучал обоснованно, то сегодня вполне обоснован вопрос: «Почему у меня его до сих пор нет?».

Речь о другом.

А вот откуда во внешней жизни мы узнаем, что появилось нечто новое/свежее/актуальное?

Ну, конечно же. Из рекламы.

Массированная реклама, точно нацеленная на восприятие человека, буквально провоцирует появление потребностей, о которых мы раньше не знали. Психологическое влияние рекламы на человека проявляется в том, что яркие и модные новинки в конечном итоге заставляют жить и трудиться ради покупки новых вещей.

Хорошо, если это действительно принципиально новые и полезные вещи. Но часто ли появляются уникальные массовые изобретения? В основном идет реклама постоянно обновляемых моделей одних и тех же вещей.

Как это работает

В самом общем виде рекламная кампания строится следующим образом. У заказчика появляется товар, который необходимо реализовать. Он обращается к маркетологам. Маркетологи изучают свойства товара, предложения конкурентов, желания и потребности целевой аудитории.

В результате анализа разрабатывается схема продвижения. (Вариант — товар появляется уже после обращения к маркетологам и изучения рынка. Он создается под потребителей.)

Идея рекламы, которую мы видим на улицах и по телевизору, привязывается к свойствам продвигаемого товара достаточно условно. Конечное послание строится таким образом, что свойства и характеристики товара символизируют счастье, любовь, свободу, успешность и наслаждение. Или все сразу.

Хорошо, если рекламируется конечный и практичный результат применения полезного товара. В большинстве же случаев продается не сам товар, как ни странно, а процесс наслаждения чувств.

 

Психологическое влияние рекламы на человека

Как программируется эмоция, которую мы испытываем, смотря рекламу того или иного товара?

В западной психологии этот метод называется conditioning (примерно можно перевести — «обусловливание»).  И, как говорят англичане, this is how it works.

До запрета использования образов людей и животных в рекламе пива в 2005 году (в Российском законодательстве), легко можно было встретить, например, плакаты, где симпатичная девушка рекламирует марку какого-нибудь пива. На этом примере и остановимся.

 

Что показывают?

Раздражитель — девушку (обычно подобранную под вкусы максимально широкой целевой аудитории).

Что мы чувствуем?

Эмоциональную ассоциацию — то, что чувствует мужчина, видя роскошную девушку.

Что делает реклама?

На уровне ассоциации увязывает девушку с пивом.


Психологическое влияние рекламы на человека

Итак, реклама провоцирует мысли о сексе, девушке и пиве как о взаимосвязанных вещах. Конечно, это абсолютно разные вещи, но…

Какую бы рекламу мы не взяли, в подавляющем большинстве случаев за образами рекламы мы увидим продажу простого человеческого счастья, любви, свободы и радости.

Райский отдых, голубкой океан, тропический остров, опять же девушка в купальнике и… всем известный шоколад.

Очевидно, что процесс наслаждения чувств эксплуатируется каждый день и почти в каждой рекламе.

 

Какой части нашего «Я» нужна реклама

Реклама убеждает нас, что счастье легко достижимо — достаточно купить очередную вещь, и все в жизни сразу будет хорошо. С точки же зрения внутреннего мира человека, любая реклама — ложь от начала до конца, потому что предлагает решение внутренних проблем внешними способами.

Мир потребления внушает человеку, что жизнь состоит из определения своих желаний и их удовлетворения. Но это не определение глубинных желаний души, которые требуют духовного развития. Это желания ума и тела, которые уводят нас еще дальше от мыслей об Абсолютной истине.

Почему удовлетворение внешних желаний не приносит глубокого счастья?

Потому что они обладают одним завидным свойством. Они — безграничны и бесконечны.

Вечная гонка за удовлетворением постоянно меняющихся внешних желаний — это  настоящая жизнь?..

Послушайте отрывок из тренинга Олега Гадецкого «Законы судьбы или Искусство жить» о психологическом влиянии рекламы на человека.


Подписывайтесь и будьте с нами! Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу или сайт (социальные кнопки — чуть ниже).

Получайте практики по улучшению жизни


 Поделитесь с друзьями